Мир творчества и создания своей жизни

Мир творчества. С ходом истории расширяются границы человеческой деятельности. Мир творчества и деятельность человека дифференцируется в плане совершенствования, что ведет к росту разнообразия. Сейчас мир творчества можно рассматривать как  не только материальный и духовный, а значительно конкретнее, например:

Научный мир творчества. Продуктом научного творчества является новая идея, технического – новое изобретение, художественное творчество имеет целью рождение нового образа. Здесь особенно велика роль воображения и в целом эмоционально-образной сферы психики. Искусство, в отличие от науки, обладает индивидуальной нотой, пронизанной субъективностью, открывает пути общения с человеческой душой. Его величайшее преимущество заключается в том, что оно может преобразовывать душу, не вызывая чувства принуждения, а наоборот, давая ощущения удовольствия. Воспитание человека совершается здесь не по механическому императиву, а по законам красоты. Без живительного образа не функциональны ни наука, ни философия, но в искусстве эта особенность является доминирующей.

Художественный мир творчества – это, прежде всего, творчество красоты. Поскольку человеческая деятельность  реализует себя в соответствии с определенным  эстетическим идеалом, поскольку художественное творчество в той или иной  мере пронизывает все формы человеческой деятельности.

Философский мир творчества обладает чертами как научного, так и художественного творчества. Философия  оперирует категориями, но в отличие от науки она по своей природе есть особая форма рефлексивного знания. Рефлексия – это оперирование субъекта со своим собственным сознанием. Что делает возможным акт самопознания. Поэтому продуктом философского творчества являются идеи, которые лишены очевидности, то есть не могут быть объектами наблюдения, а выступают в качестве человеческих императивов. Свобода, ответственность, ценность, абсолют, совесть, разум и другие идеи возникли как обобщение возможного бытия человека и обретают статус мировоззренческих принципов, ориентирующих на определенный способ жизнедеятельности.

Социальный мир творчества - творчество созидания новых общественных отношений в соответствии с выдвинутым идеалом. Для традиционного общества  характерно воспроизводство существующих форм жизнедеятельности. Всякое же творчество, тем более социальное, упирается в проблему свободы. Обретение свободы, борьба за нее, есть непременное условие социального творчества и способ его реализации. Но свобода имеет два измерения: свобода от чего-либо и свобода для чего-либо; прежде всего, для воплощения в жизнь определенного социального идеала.

Драматизм человеческого существования заключается в том, что человек живет одновременно в сфере необходимости, то есть принимает мир таким, каков он есть. Сфера же свободы есть стремление преобразовать мир сообразно представлению, каким он должен быть. Это и есть основное противоречие  между социальной статикой, традицией и социальным творчеством.  «Жизнь без идеалов», «идеальных ориентиров» пуста и бесцветна, но идеалы и  «идеальные ориентиры», оторванные от реальной жизни обрекают на социальное мифотворчество и утопию.

Здесь еще можно говорить о педагогическом, моральном, политическом, религиозном, правовом и другом творчестве. Однако, основная коллизия социального творчества заключается в том, что без идеального проекта будущего и активности субъекта оно не возможно, но обоих случаях могут быть самые отрицательные последствия. Поэтому в истории социальной мысли и социальной практики  были постоянные колебания то в сторону «здравого смысла», то в сторону ломки существующих порядков в надежде на лучшее будущее.

Про индивидуальный мир творчества. Такие колебания знакомы и  актуальны по сей день для многих из нас. Процесс построения собственной судьбы – это индивидуальный мир творчества, где разными красками играют события нашей жизни. Какие краски мы выбираем для своей палитры? Светлые или темные? Те, которые нравятся нам самим или те, что попались «под руку»?  Давайте делать свой выбор осознанно и пусть картина Вашей жизни становится все более яркой, светлой и радостной.

 

Статья написана с использованием источников:

1.  Капитон В.П., Шубин В.И. Природа философского знания. Днепропетровск, 1999.

2.  Коваленко В.А. Организация творческого мышления. Вопросы философии. №8, 2002.

Joomla templates by a4joomla